© Улыбнись. Задумайся. Решись.
5 декабря 2023
"Петербург вообще неотделим от Питера..."
Нынешнее состояние корпоративных культур наиболее точно можно описать цитатой из «Ленинградской хрестоматии» 1: «Петербург (мелкочиновный, студенческий, люмпен-интеллигентский, с твёрдым "ч" в слове "что") вообще неотделим от Питера (фабрично-гапоновского, матросско-солдатского); по крайней мере, оба они пережили великосветский, пафосно-государственный Санкт-Петербург».

Какое отношение это имеет к теме клубов? Самое непосредственное. Каждый их этих городов порождал общности: салоны, кружки, коммуны – те или иные виды организованностей и сообществ, которые мы сейчас обобщённо называем клубами.
Характеристики города/городов можно довольно точно применить к корпоративным культурам: пафосно-государственным в госкомпаниях, люмпен-интеллигентским в IT, мелкочиновным в банках и органах власти, студенческим в стартапах, пекарнях и кофейнях, фабричным в небольших производствах.

1Ленинградская хрестоматия (от переименования до переименования): маленькая антология великих ленинградских стихов / Сост. Олег Юрьев. Изд. 2-е, испр. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2021.
С каждым днём корпоративная культура всё больше ограничивает развитие организации: в мелкочиновной среде появляются квази-салоны для представителей корпоративной элиты, остальные сотрудники при условии правильного поведения могут рассчитывать на приглашение на корпоративное мероприятие. «Студенческая» культура хороша до тех пор, пока не приходит время осознать свою занятость как бизнес. Пафосная культура госкорпораций не ориентирована на частные интересы людей, и зачастую состоит из разрывов между декларацией и реальностью.


А ведь сейчас (сегодня, завтра, в этом году) речь идёт не о неторопливом и неутомительном развитии, а о способности быстро развернуться на 180 градусов, изменить процессы, сформулировать новые цели, новые отношения и роли. Для этого придётся проводить ревизию ценностей. Но ценности – главное идолище любой корпоративной культуры. Тут надо либо запустить небыстрый и, как ни крути, болезненный процесс «смены религии», либо перестать вспоминать о ценностях и делать то, что кажется важным (и не факт, что окажется правильным). Сотрудники в этой ситуации вправе выбирать: присягать новым ценностям, бежать от них в леса или превращаться из сотрудников в исполнителей функций. (На полях: недолюбливаем слово «работник». По смыслу точно, а эстетика нулевая и этика минусовая).


В основе корпоративной культуры, как правило, заложен принцип управления [людьми] по ценностям, а мы предлагаем рассмотреть возможность управления [людьми] по интересам.


Для нас важно, что речь идёт именно об интересах, а не о ценностях. Как нам видится, сейчас пересобираются поля «публичное – приватное – интимное». Так, ценности были частью публичного пространства и предметом декларирования. Но «пришли другие времена», и ценности перемещаются внутрь поля, в приватную его часть, как минимум. Ценности перестали объединять: мы постоянно спорим о свободе, мире, родине, личных границах и прочем, что раньше было вне дискурса, потому что как бы само собой разумелось. В организациях тоже лозунги больше не проходят, им нет веры. А настоящие индивидуальные ценности, по мнению многих, лучше прятать и не делиться ими.


Интересы не равны ценностям и не обязаны являться их следствием. Например, ценности у меня акульи, а интересы – филокартия или вышивка гладью. Или, наоборот, ценности девочковые, а после работы я иду в боксёрский клуб. И в «так себе времена» гладь на пяльцах или удачно проведённый апперкот могут помочь гораздо лучше, чем «соберись, тряпка, надо быть сильным!» Так интересы начинают из приватного поля перемещаться в публичное.


Чем ещё нас привлекает тема интересов: интерес – это всегда выход в деятельность. И часто это очень устойчивое состояние, многие коллекционеры начинали собирать свои сокровища ещё в начальной школе.

Похожих вариантов организации совместного досуга несколько: есть клубы, а есть кружки, студии, секции. Везде взят за основу признак общности интересов. В чём разница:

  • в клубе критически важна личность отца-основателя матери-прародительницы
  • кружок (секция, студия) приоритетное значение отдаёт результатам деятельности (освоение навыка, умения)
  • в клубе приоритетно важен процесс общения участников
  • обязательно существуют формы презентации результатов (отчётные концерты / выставки и т.п )
  • принадлежность к клубу = принадлежность к элите
  • вопросы этики и эстетики подчинены функциональной направленности кружка (и требованиям безопасности, если применимо), не являются самоцелью.
  • для клуба важна эстетика (вспомним клубный пиджак)

Есть ли что-то особенно важное, что надо знать о клубах?
Обратимся к книге Сергея Анатольевича Медведникова «Частный клуб: организация управление, развитие» – приведём несколько цитат:
"клуб – сообщество людей, объединённых какими-либо общими интересами и регулярно встречающихся для участия в объединяющей их деятельности."
"клуб – место, где собираются исключительно члены клуба."
Чувствуете? Сообщество без места – ещё не клуб!
в Англии клубы появлялись в кофейнях и тавернах, в Америке – в ресторанах.
Как вам? Не раскрыта тема еды – ещё не клуб!
"клубы осваивали странные пространства: перестроенные фермы, ж/д станции, производства, мельницы."
В этом месте нам почему-то подумалось о многочисленных неприкаянных местах в нашем городе. И о засилье алкомаркетов, пекарен и магазинов «24 часа».
"вступление в клуб предусматривает процедуру избрания в той или иной форме."

Верификации форматной категории – это очень и очень важно.

То есть, проектируя клуб, мы начинаем с категории.
"прописаны правила, цели, создано правление, определены ответственные за развитие клуба."

«Ответственные за развитие клуба» – это нам особенно нравится!

"исторически клубы строились как ничей бизнес."

Бизнес!!! Ответственность, разделение рисков, менеджмент!

"уверенность в качестве услуг и комфорт от атмосферы."

Должны быть именины сердца на каждой встрече.

"поиск партнёров."

Клуб занимает определённое место

в профессиональном сообществе, внутри компании, в мире.
"коммуникация с членами клуба: календарь, новости, реестр членов клуба."
Реестр – прекрасная история. Лучше, чем резюме.
"сертификат о вступлении в клуб."

Да, на стеночку что-то надо повесить!


С одной стороны, перед нами инструкция по созданию интересного и эффективного сообщества, с другой – повод отказаться от этой идеи, потому что клуб – это сложно, он требует большой личной энергии основателей и участников. Можно ли сделать процесс создания и жизни клуба менее трудозатратным? Было бы странно, если бы мы ответили «нет»!

Мы тратим больше всего энергии, когда делаем то, что не умеем, во что не верим, и то, что не даёт нам ничего взамен. В создании клубов ключевую роль играет вера в идею сообщества – если эта вера есть, то и компетенции появятся, и энергоотдача от проекта будет огромная.