13 декабря 2023
"Мир изменился..."
Мир изменился. Нет, мы, конечно, понимали, что изменения – это нормальная часть хода времени, и даже много часов посвятили изучению управления изменениями. Но нас не предупредили, что изменяться будут не бизнес-процессы, а мироздание, и не постепенно по учебнику, а сразу – в хаос.


Корпоративная культура, задача которой – последовательно наращивать массив практик и артефактов, первой приняла на себя удар в апреле 2020 года. Основанная на календаре событий, она обеспечивала вовлечённость через ритуалы, совместные действия, общую повестку. Главным условием для событий было личное присутствие сотрудников. И некоторое, а у кого-то и немалое, время ушло на то, чтобы перенести события в онлайн.
Для событий нужны мотивированные участники. Но сложности 2022 года перекроили мотивационное поле очень многих, и корпоративное единство в структуре ценностного предложения работодателя стало существенно проигрывать перед личными выгодами.
Очевидно, что новая культура – это культура связей и только потом событий. Обычно компания могла жить от профессионального праздника до турслёта и от турслёта до новогоднего корпоратива – встретились, наобщались, разошлись до следующего события. В промежутках читали корпоративную газету. Сейчас ежедневная личная связь (хорошо, что мы уже привыкли к тому, что она может быть онлайн!) ценнее долгожданного события. Для поддержания этой связи компании используют разные методы, но наибольший эффект, по нашему мнению, дают сообщества – корпоративные клубы.


Мы провели опрос сотрудников и руководителей, имеющих опыт участия в корпоративных клубах, и попросили рассказать, что важного для себя они получают.

“В первую очередь, клуб закрывает мой запрос на среду единомышленников. В перспективе я хотела бы выступить в роли создателя клуба и принимать решения о том, что должно быть в клубной структуре, какие элементы: чтобы было и весело, и полезно, и душевно."
— Ирина (44 года, руководитель направления менеджмента качества в производственной компании)
“В клубе очень зацепила тема с интересами. Ведь, действительно, на нынешнем фоне это выглядит гораздо безопаснее. Интерес может сказать что-то о человеке, но не обязательно о его взглядах. А первая причина интереса к теме клубов – это интерес к личности основателя.
Но и сама тема сообществ, конечно, интересна, потому что считаю, что истинная эффективность для клуба (как архетипа, а возможно и эгрегора в будущем), и для его участников – это способность получать результативность, потому что это объединяющая суть, где уже есть основание, то есть базово все участники клуба проверены, уже есть доверие и базовая безопасность, поэтому можно раскрывать себя как личность на пользу себе, клубу и обществу в целом."
— Кристина (38 лет, психолог, танцевальный терапевт)
"В нашей компании уже есть живой пример успешного создания клуба, и я его участник. Тема интересна с точки зрения формирования новой методологии развития корпоративной культуры, управления персоналом. Очень важно, чтобы в существовании клуба было заинтересовано руководство – только тогда мы можем удерживать и развивать участников клуба."
— Татьяна (28 лет, руководитель направления обучения в производственной компании)
"Для человека, который заинтересован в построении в компании коммуникаций, клубная система мне интересна именно как инструмент коммуникаций.
При этом мне интересна как механика создания и поддержания функционирования клуба, так и возможность «жизни» клуба после «ухода» основателя. Мне бы хотелось рассмотреть возможность жизни идеи без контроля.
Хоть роль основателя и важна, мне кажется, что строиться все должно вокруг общей темы, который связывает и удерживает участников.
Бизнес-составляющая и эстетика «элитарности» в нашем клубе играют очень важную роль – это клуб для успешных людей, показывающих высокие результаты в работы."
— Елизавета (30 лет, руководитель направления по связям с общественностью в производственной компании)
"Мне интересно было увидеть, как клуб создаёт возможность нового направления развития компании. Меня интересует методология создания клубной корпоративной культуры, создания эффективных коммуникаций."
— Алексей (35 лет, руководитель направления капитального строительства в энергетической компании)
"Интересен клуб, как бизнес-проект. Общение в клубе – это источник информации, роста, дохода, потока."
— Ольга (47 лет, коммерческий директор в индустрии гостеприимства)
"Я участник открытого управленческого клуба. В свое время я пришла к мысли, что в компании придётся организовать учебный центр по выращиванию своих IT-специалистов (от джунов до мидл-уровня точно). И вот встаёт любопытный вопрос, можно ли это сделать через корпоративную клубную структуру?
И серия других вопросов терзает меня: а можно ли клубной структурой делать крупные проекты? А как какая синергия может быть от двух и более клубов в одной компании и как этим управлять и масштабировать? А какие элементы и связи у этой клубной структуры вообще есть? "
— Елена (35 лет, руководитель проектов в IT-компании)

Мы попросили прокомментировать эти ответы основателя Санкт-Петербургского Форсайт-клуба:

"Я верю в клубы как структуры, практика показывает, что в Форсайт-Клубе мы находим друг друга: находим искомую экспертизу, совет, поддержку и просто пространство для размышления и самовыражения. И тогда, в обстановке крушения веры и иллюзий, клубы – это места для проращивания новой веры.
Опора веры на интерес мне кажется очень здравой – интерес, который мерцает между интимным и приватным это очень своё, родное. Важно найти место этому своему интересу, пусть небольшому. Как в клубах филателистов филателисты все: от мальчишки с десятью марками до владельца тысячной коллекции.
Клуб для меня – это площадка для общения и взаимодействия и взаимоделания. И это тоже прекрасные основания для доверия.
В клубе появляется образ будущего, в котором есть место взаимодействию и общению, и интересам, и всем нам – таким разным.
Общие выгоды в виде укрепления бренда работодателя, влияния на рынки труда и развития рейтинговых агентств в клубных структурах – очевидны."

Светлана Евгеньевна Васьковская