© Улыбнись. Задумайся. Решись.
22 ноября 2023
Фридрих Георг Юнгер. Игры. Ключ к их значению.
Обзор книг, посвящённых теме игры, следует начинать с книги Ф.Г. Юнгера «Игры. Ключ к их значению».
Юнгер даёт нам систему ориентиров, позволяющую структурировать наше представление о деятельности, которую обычно мы входим до приобретения нами интеллектуального опыта. Мы начинаем играть, когда не задумываемся ещё о ролях, правилах, функциях и результатах. Поэтому многие впоследствии обесценивают игру, считая её уделом детей, или не умеют отличить игру от других видов деятельности. В самом деле, распознать и классифицировать игру бывает довольно сложно из-за большого количества критериев, которые могут быть отнесены как к игре, так и к обучению, и к труду.

«Есть всего три типа игры», —говорит нам Юнгер. Это игры, основанные на счастливом случае, игры, основанные на искусности, и игры, основанные на подражании.
«Игры, построенные на счастливом случае, отличают правила, которые всё отдают на волю случая. Игрок уже ничего не определяет в ходе игры и не может повлиять на её исход». Главная (возможно, единственная) ценность в такой игре – выигрыш. Вот только от квалификации игрока он зависит в минимальнейшей степени. Единственная функция игрока здесь заключается в том, чтобы начать движение навстречу случаю: как в старом анекдоте – купить лотерейный билет. Хотя игры и называются построенными «на счастливом случае», игрок двигается навстречу случаю любому, счастливому и несчастливому. Счастливым случай делает выигрыш, а не усилия игрока.
Когда будете читать, обратите внимание на то, что Юнгер разводит понятия «случай» и «судьба», более того, он говорит, что такой игрок судьбы не имеет. Не умаляя места, которое занимают в жизни людей игры, основанные на счастливом случае, автор называет такие игры скучными и даже отупляющими. Так почему же мы в них играем? Потому что «наше чувство жизни требует от нас поставить вопрос».


Полной противоположностью этим играм являются игры, основанные на искусности. Юнгер утверждает: «Случай и искусность противоположны друг другу». Действительно, в таких играх результат зависит от того, насколько игрок искусен (искушён) в игре. Но как отличить искусность в игре от искусности ремесленника? Вот что говорит об этом автор: «Игрой становится только такая искусность, которая настолько самодостаточна, что не связана с какой-либо целью, лежащей за пределами игры». Иными словами, такие игры развивают только навыки, необходимые для этих игр.

Зачастую рост искусности может быть обеспечен только усложнением игры: увеличением количества правил и трудностей, требующих преодоления. И вполне возможно такое развитие событий, что игроки перестают играть, потому что игра избыточно усложнилась.

Третий тип игр основан на понятии подражания – самом широком понятии, которое мы, по мнению Юнгера, можем связать с игрой. «Отличительный признак постподражающих и предподражающих игр состоит в том, что они отображают игровым образом некоторое поведение, которое игрой не является». Игры с куклами и машинками, стройки из конструктора – всё наше детство было наполнено играми, основанными на подражании.
Юнгер в свое книге не только классифицирует игры, но и раскрывает несколько важных для игры понятий: время и пространство игры, правила игры, условия игры, игрок, зритель, игрушка. Для особенно пытливых читателей будут представлять интерес главы «Превращение партнёра по игре в игрушку» и «Любовь и игра». А лично для меня огромную ценность представляет рассуждение Юнгера об игре и избытке.

А ещё в это книге интереснейшее предисловие. Редко встретишь 30 страниц предисловия, 20 из которых хочется законспектировать. Кроме того, предисловие создаёт настроение, с которым потом прочитывается и вся книга. На меня, к примеру, произвели впечатление вот эти слова: «Гёте не понимал и не желал понимать, что такое труд, потому что у него всё получалось играючи». Только мне слышится в этом голос Чёрного кота?