10 января 2024
Алессандро Барикко «Игра»
Мы нередко слышим от взрослых людей фразу «я не люблю играть». Что за ней стоит? Часто – представление об игре как о детском занятии, боязнь выглядеть странно в игровой роли, опасение потерять статус в реальной жизни из-за неудачных игровых решений, нежелание тратить время на несерьёзное занятие.
Многие из нас относятся к игре как к детской деятельности, а уделом взрослых считают труд. Деловую игру в наших глазах оправдывает только то, что она «направлена на формирование компетенций».

Только вот как быть с тем, что мир меняется не по законам организованной целенаправленной деятельности, а какими-то совершенно иными путями, и наша готовность к жизни в этом мире всё меньше зависит от усердия в повышении квалификации?
Эссе Алессандро Барикко «Игра» рассказывает нам о том, что мы и так прекрасно знаем: как появились компьютеры, всемирная паутина, видеоигры, Apple, Amazon, Google. А ещё он рассказывает, как при этом изменились мы. И что всё это – Игра.


Каково это – жить одновременно и в реальном, и в игровом пространстве и времени, переходя из одного в другое за долю секунды? Мы живём именно так, даже если «не любим играть». Но дело ведь не в любви, а в том, чтобы понимать, что ты находишься в игре и хотя бы приблизительно ориентироваться в её правилах – это и есть новая техника выживания, нравится нам это или нет.



Что ждёт тех, кто не в Игре?

"Наклонная плоскость умеренного бедствия вроде бы по-особому конгениальна самому распространённому среди интеллигенции типу: способному страдать, упорному в продвижении, одарённому скорее терпением, нежели фантазией; по сути, консервативному"

Наклонная плоскость умеренного бедствия – это то самое продолженное настоящее, которое мы в попытке сохранить душевное равновесие называем стабильностью.

Как оказаться не в продолженном настоящем, а в желаемом будущем?


Снова процитируем Барикко: «Генетические признаки вида, предназначенного для выживания:

  • приятный дизайн, способный доставить удовлетворение чувствам
  • короткий промежуток времени между постановкой проблемы и её решением
  • структура, сводимая к элементарной схеме проблема/решение, многократно повторяющейся
  • последовательное повышение уровня сложности в игре
  • неприятие и бесполезность неподвижности
  • обучение, заданное игрой, а не штудированием абстрактных инструкций
  • возможность немедленного использования, без преамбул
  • одобряющее выставление очков через определённое количество переходов

Если вы заняты чем-то, не обладающим по крайней мере половиной приведённых характеристик, вы заняты чем-то, давно уже мёртвым».


Чтобы почувствовать себя в Игре, предлагаем вам проверить, есть ли перечисленные признаки, например, в вашем CV. Ваше резюме радует глаз потенциального работодателя – оно написано грамотно, оформлено аккуратно, а фотография соответствует эстетике вакансии? Видно ли по нему, с какими задачами и проблемами вы успешно справлялись и насколько быстро это делали? О какой траектории вашего профессионального движения оно рассказывает?

Какими способностями вы обладаете, чему, для чего и как вы учитесь? Что вас мотивирует? Почувствуйте, как ожило ваше жизнеописание, и в то же время стало похожим на описание игрового персонажа.

Мы не будем заниматься пересказом содержания, поскольку надеемся, что вы прочитаете эту интереснейшую книгу. Хотим лишь обратить ваше внимание на тему новой элиты, проходящую через всё эссе. Барикко пишет, что «элита Игры формируется вокруг отдельных, всё чаще встречающихся, умов пророческих, стойких и крайне полезных.

Людей, которые не задумывали Игру, зато умеют в неё играть, а значит, придают ей смысл». Видите – здесь ничего не сказано о том, что обязательно надо любить играть.
Мы не любим играть, и играющий взрослый выглядит комично? Выбирать изображение и описание продуктов в интернет-магазине – это, без сомнения, куда более серьёзное дело, чем детская игра в магазин с листиками, камушками и желудями